Шаг 1. Оценить способности и склонности
На этом этапе нужно определить несколько подходящих для развития направлений. Хорошо, если склонности к определенной профессии выражены явно, и с детства есть мечта стать врачом или художником. Но если сделать выбор трудно, то нужно для начала найти область или сферу деятельности, которая подходит больше всего. В нее может входить несколько профессий. Выбрав, например, сферу «Иностранные языки», можно работать переводчиком, расшифровщиком, лексикографом, литературоведом, редактором, дизайнером шрифтов, экскурсоводом, дипломатом или учителем.
Помочь с выбором подходящей сферы может, например, опросник А.Е. Голомштока «Карта интересов». Нужно ответить на 174 вопроса (немало, но что делать?), которые позволят определить, насколько выражены разные профессиональные интересы по 29 направлениям: медицина, легкая и пищевая промышленность, иностранные языки, металлообработка, сценическое искусство и др.
Шаг 2. Наметить цель
Следующий шаг — выбор более узкой цели. Он зависит от того, как человек определяет для себя понятие «успех» и в какой деятельности, вероятнее всего, сможет его достичь. Опросы старшеклассников показывают, что выбор конкретной цели основывается на оценке общественной значимости, престижности и прибыльности различных профессий. Самыми значимыми для общества старшеклассники сейчас считают профессии врача, ученого и военного, самыми престижными — врача, военного и юриста, а самыми прибыльными — юриста, финансиста и (снова) военного.
Помочь в выборе цели также помогут профессиограммы, которые содержат полные характеристики разных профессий. Здесь можно найти ответы на вопросы о том, в чем заключается суть той или иной специальности, чем конкретно нужно будет заниматься, какими будут условия труда, какие требования предъявляются к работникам, какие способности нужны, насколько легко устроиться на работу, на какой заработок можно рассчитывать и легко ли сделать карьеру.
Есть еще один путь — с помощью сайтов по поиску вакансий самостоятельно составить портрет профессионала, получившего выбранную специальность: перечень обязанностей, уровень оплаты, список необходимых навыков и личных качеств.
Шаг 3. Определить способы достижения цели
Достичь любой цели, как правило, можно не одним, а несколькими путями. И задача этого этапа — оценить преимущества и недостатки каждого из них. Но для начала нужно эти дороги проложить.
Тут можно применить технику обратного планирования, которая поможет получить детальную карту пути к цели от текущего момента. Для этого нужно взять лист бумаги и расположить его горизонтально. Справа будет располагаться будущее, а слева — настоящее. Затем справа нужно нарисовать кружок и написать в нем свою цель — например: «Я — кредитный менеджер в банке». После этого надо задать себе всего два вопроса: «Можно ли сделать это сейчас?» и «Что для этого нужно?».
Ясно, что стать кредитным менеджером сразу невозможно: для начала нужно пройти конкурсный отбор вместе со множеством других кандидатов. И тут надо нарисовать возле цели справа следующий кружок, который приблизит будущее к настоящему. Чтобы пройти отбор, нужно максимально соответствовать требованиям, которые предъявляет работодатель. А для этого требуется подходящее образование. При этом хорошая успеваемость и прохождение практики во время обучения существенно повышают шансы на успех.Продолжать цепочку на бумаге надо до тех пор, пока не будет получен утвердительный ответ на первый вопрос: «Можно ли сделать это сейчас?».Таких «маршрутных листов» может быть несколько, но все они позволят очертить пути к одной желаемой цели. Например, в рамках двух разных дорог можно выбрать очное обучение в вузе или работу параллельно с обучением на «заочке» — и это будут два разных варианта.
Шаг 4. Найти, с чего начать
«Как сделать самый первый шаг и каким он должен быть?» — основной вопрос этого этапа. Самое важное — помнить, что осознанный выбор основан на личной ответственности за результат. Важно понимать, что ваша жизнь будет меняться в зависимости от того, какие события станут в ней происходить после того, как вы сделаете тот или иной шаг. Нужно оценить разные варианты и выбрать из них наилучший.
Для оценки можно применить SWOT-анализ, нарисовав таблицу с четырьмя полями:
Strengths — достоинства,
Weaknesses — слабые стороны,
Opportunities — возможности,
Threats — угрозы.
В ней можно будет перечислить все «за» и «против», все «но» и «зато» того, что вы собираетесь выбрать. Например, достоинства поступления на дневное отделение — полное погружение, большой объем важных знаний и «очный» диплом, а слабые стороны — невозможность работать во время учебы, и т. д.SWOT-анализ можно применить не только в отношении первых или важных шагов, но и для самоанализа. Вопросы в этом случае будут такими:
Каковы мои сильные и слабые стороны?
Как можно использовать их для достижения цели?
Какие возможности дают сильные стороны?
Как недостатки могут повлиять на достижение цели?
И, кстати, осознанный выбор на основе четырех шагов можно делать не только в профессиональной, но и в любой другой жизненной сфере.